Чертежи профилей.
Для характеристики памятника особенное значение имеют его профили, т. е. вид вертикальных стенок. Их чертежи должны выполняться с максимальной точностью и возможно больше приближаться к натуре1.
Перед началом вычерчивания профиля желательно от колышков, стоящих по его верхнему краю, опустить отвесы. Впрочем, полностью доверять этим отвесам нельзя, так как стена раскопа или курганной бровки наклонна, груз отвеса к ней прикасается, а значит, вертикаль не будет достаточно точна. Поэтому положение отвеса нужно проверять. Это можно сделать с помощью диоптров буссоли, установленной на противоположной стенке раскопа.
Вычерчивание профиля раскопа или кургана начинается с нанесения на чертеж его верхней линии по данным нивелировки. Сначала намечается линия, соответствующая нулевой отметке нивелировки. Затем на соответствующем расстоянии от этой линии, соблюдая масштаб, наносятся точки под нулевой линией, если цифры нивелировки отрицательны, или над ней, если цифры положительны. Верхняя линия профиля проводится по этим точкам, причем, нанося ее, нужно все время делать сравнения с натурой, так как между нивелировочными отметками возможны подъемы и углубления. После этого на чертеже отмечаются все крупные предметы: камни, торцы бревен, доски, яркие грунтовые пятна. Они являются опорными точками чертежа. Затем вычерчиваются прослойки, каждый камень, доски, балластный слой и т. д.
При визуальном изучении профиля желательно, чтобы он был ярко освещен, но не высушен солнцем. Поэтому перед вычерчиванием профиля его нужно зачистить. Чтобы не пропустить ни одной прослойки, перед вычерчиванием следует обвести контуры прослоек острой палочкой.
Нанесение горизонтов культурного слоя является главной задачей при вычерчивании профиля, поэтому они должны быть намечены и выделены до начала чертежной фиксации.
Следует помнить, что границы культурных слоев не резки, один слой проникает в другой. Поэтому, хотя и нужно стараться уловить эти границы, это не всегда возможно.