Умелые руки неизвестных художников и забытых врачей - Страница 8
Режущая поверхность обсидиана настолько остра, что не сминает клетки, говорит Крэбтри. Соответственно, рана заживает быстрее, и после нее остается меньшего размера шрам. Крэбтри утверждает, что в конечном счете, обсидиановые инструменты произведут революцию в хирургии и будут особенно востребованы при косметических и пластических операциях.
Обсидиановые инструменты использовались хирургами майя для выполнения кесарева сечения. По мнению Крэбтри, женщинам из венценосных семей этой культуры рожать естественным образом не позволялось.
На три или четыре столетия техника изготовления инструментов из вулканического стекла была утеряна, но теперь Крэбтри возродил ее для современного мира, и он надеется, что сейчас у большего числа хирургов появится стимул поэкспериментировать с обсидиановыми скальпелями.
Египтяне пользовались противозачаточным гелем, который наносился на тампон из волокон и вводился глубоко во влагалище. Гель представлял собой смесь из меда, фиников и шипов акации, которые перемалывались вместе, доводя до очень тонкой консистенции. Западный мир не усвоил этих уроков планирования семьи и не знал об этом несколько тысяч лет. Только в недавнее время было обнаружено, что в шипах акации содержится смола, губительная для спермы. Если эту смолу растворить в жидкости, то выделяется ее активный компонент — молочная кислота, ингредиент, хорошо нам знакомый по многим противозачаточным гелям.
Современная медицина «изобрела» пробу на беременность, используя мочу, только в 1926 году. В древнем Египте женщины могли проводить такой тест на самых ранних стадиях беременности и одновременно определять пол будущего ребенка. Египетские лабораторные методики проводились так: у женщины брали пробу мочи и смачивали ей мешочки с пшеницей и ячменем. Согласно их наблюдениям, если будущий ребенок был мальчиком, ускорялся рост пшеницы. Если должна была родиться девочка, то быстрее рос ячмень. В 1933 году корректность тестов с пшеницей и ячменем была подтверждена современными учеными.
Даже в странах с жарким климатом есть люди, которые не могут долго находиться на солнце. Египтяне, которые водили караваны по пустыне Сахара, обнаружили, что они могут иметь дополнительную защиту от солнца, если пожуют корень, называемый ами-маджос. Современные исследования показали, что этот корень усиливает пигментацию кожи, так как содержит активный органический компонент, называемый 8-метоксипсорат.
В индийском сборнике медицинских знаний, который был написан в I веке н. э. дворцовым врачом Чаракой, есть раздел фармакопеи, содержащий рецепты более 500 лекарств на основе трав. Среди этих трав — раувольфия змеиная , латинское название которой происходит от имени немецкого врача и ботаника XVI века Леонхарда Раувольфа, который определил это растение как успокаивающее и обезболивающее.
В своем труде Lost Discoveries Колин Ронан пишет, что индийские врачи использовали это растение еще раньше на 1500 лет «при коликах, головных болях и, прежде всего, в качестве антидепрессанта — его называли «лекарством грустного человека». Химический анализ, проведенный в современных лабораториях, показал, что растение содержит «некоторые мощные алкалоиды, в том числе резерпин — транквилизатор, который западная психиатрия стала использовать только в 1950-х годах».
Ронан также указывает, что древние индусы практиковали пластическую хирургию и делали швы для стягивания краев раны после операции.
Susruta Samhita — медицинская книга, составленная в V веке н. э., описывает, как использовать кожу со щеки или лба для восстановления носа, утерянного при несчастном случае или вследствие заболевания. В том же сборнике рассказывается, как зашивать хирургические разрезы кривыми иглами, сделанными из бронзы или кости. Такие иглы стали применяться в западной медицине только в XIX веке.
Ронан повествует об одном своеобразном методе наложения швов, который в западном мире вообще не применялся — использование крупных черных бенгальских муравьев для сращения ран кишечника. «Муравьев размещали по сторонам раны, и они зажимали ее края челюстями; затем их декапитировали и удаляли туловища, а головы оставляли. Через некоторое время головы рассасывались, и рана заживала. Затем кишки с этим жутким швом помещали на место и зашивали живот».
Еще в VI веке до н. э. врач по имени Сусрута проводил удаление катаракты. В БизгиЬа БатИка индийский врач, которого историки называли «индийским Гиппократом» по имени древнегреческого «отца медицины», приводит точные подробности операции по удалению катаракты, причем так, что выглядит это как обычная операция .
Пациент — накормленный, вымытый и аккуратно связанный — кладется на землю.
Врач сначала должен разогреть глаз пациента своим дыханием... Затем, мягко поглаживая большим пальцем, он определяет образовавшееся в зрачке загрязнение.
Врач приказывает пациенту посмотреть вниз, на нос.
Жестко зафиксировав голову пациента, врач держит иглу указательным, средним и большим пальцами. Он осторожно вводит ее в больной глаз — со стороны, по направлению к зрачку. Потом он мягко двигает иглу вперед, назад и вверх, осторожно надавливая на глаз пациента. Если зондирование прошло правильно, раздается звук, и из глаза безболезненно стекает капля жидкости. Врач должен увлажнить глаз свежим материнским молоком. Царапая зрачок кончиком иглы, он должен постепенно выдавливать загрязнение в направлении носа...
В III веке н. э. два замечательных арабских хирурга, слывших волшебниками медицины, выполнили пересадку ноги. Судя по официальным документам римской католической церкви, Козьма и Дамиан, новообращенные христиане и отличные врачи, известные своими успехами в лечении, последовательно удалили у римского аристократа ногу и затем заменили ее здоровой ногой, взятой от черного раба.
Журналист Рон Кейлор, исследуя подлинность источника, запись о котором имеется в Христианской энциклопедии, официальном справочнике итальянской римской католической церкви , цитирует д-ра Хосе Риваса Торреса, профессора медицины университета Малаги: «Свидетельство, имеющееся на резном изделии, совершенно ясно для любого хирурга. Современная медицина еще не справилась с проблемой отторжения чужеродной ткани человеческим телом, а именно решение этой проблемы делает возможным пересадку конечностей. Это историческое доказательство фантастического развития медицины много столетий назад».
Оба хирурга стали христианскими мучениками, когда император Диоклетиан приказал обезглавить их в 303 году. Монсиньор Джованни Оттиери заявил, что документы Ватикана подтверждают факт «канонизации Козьмы и Дамиана вскоре после их смерти; причиной канонизации явились их врачебные чудеса и мученическая смерть».
Человек древности не забывал и о своих зубах.
23 января 1970 года д-р Люсиль Е. Ст. Хоми из Смитсоновского института и д-р Ричард Т. Корицер, стоматолог из Глен Берни, Мэриленд, объявили о своем недавнем открытии двух «красиво запломбированных зубов» в черепе 1000-летней давности, выкопанном 32 года назад около Сент-Луиса, Миссури. По мнению антрополога и стоматолога, сделавших это открытие, пломбировочный материал, подобный цементу, представляет собой «первое доказательство подготовки зуба для лечения, встреченное у доисторических людей или людей античности».
Оказывается, современный человек просто заново научился тому, что древние люди знали давно, а современный мир объявляет прежние знания передовым мышлением и последними достижениями медицины и стоматологии. Видимо, такое «переобучение» может просто иметь циклический характер.