By using this website, you agree to the use of cookies as described in our Privacy Policy.

Обмер кургана.

 Перед раскопками курган надо обмерить и разметить. Наиболее характерной точкой курганной насыпи является ее вершина, которая часто совпадает с геометрическим центром кургана. Эту высшую точку, независимо от того, совпадает или не совпадает она с центром кургана, принимают за начало отсчетов и отмечают колышком1. При помощи буссоли или компаса, поставленного на этот центральный кол, визируют натравление: север — юг и запад — восток , причем эти направления отмечают временными колышками, размещенными на произвольном расстоянии друг от друга.

Один конец рейки прижимают к основанию центрального кола, а другой ориентируют по направлению одного из четырех радиусов кургана и рейку устанавливают горизонтально . На метровых делениях рейки устанавливают нитку отвеса и по показаниям его грузика забивают колышки. Если длины рейки не хватило для разметки данного направления, ее конец переносят к последнему забитому колышку и повторяют операцию. Линия колышков обязательно должна пересечь ровик, если он имеется. Когда радиус кургана размечен, временные колышки убирают и проверяют положение вновь забитых кольев по буссоли или компасу, установленному на центральном колу.

Ровики.

Первоначальный размер курганных ровиков интересен потому, что, исходя из их объема, можно решить, привозилась земля для сооружения кургана со стороны или же он целиком возводился за счет земли из ровиков1. Важно также, что ровики являются ритуальными сооружениями, о чем часто забывают. Наконец, ровики обозначают первоначальную границу курганной насыпи. Ввиду того, что окружающие курган ровики частично заплыли, их первоначальные размеры и характер можно выяснить лишь раскопками, которыми и начинаются земляные работы на кургане. При этом поперек ровиков закладываются узкие траншеи , одна сторона которой примыкает к лицевой стороне бровки, что делается для того, чтобы искомый профиль ровика вошел в чертеж всей бровки. В таком разрезе хорошо видны первоначальные размеры ровика и его заполнение. На дне ровика часто лежит слой угля, представляющий остатки очистительного костра, сожженного после возведения насыпи и, вероятно, зажигавшегося на поминках. Руководствуясь полученным разрезом, ровик вскрывают на всем его протяжении.

Сторона траншейки, обращенная к центру кургана, также зачищается, так как в этой части хорошо видна лента погребенного дерна, а, следовательно, легко определяется уровень «горизонта» и первоначальные размеры насыпи.

Снятие дерна.

Снятие дерна.

После зачерчивания полученных профилей и вскрытия ровиков приступают к снятию дернового слоя с курганной насыпи. Лучше всего дерн снимать небольшими кусками, так как в нем и под ним могут быть древние вещи и даже сосуды с остатками тру-посожжения. При отбросе земли не следует обсыпать ни насыпь раскапываемого кургана, чтобы не делать двойной работы, ни соседние насыпи, так как это может изменить их форму и привести к недоразумениям при последующих раскопках.

При раскопках степных курганов, форма которых очень изменилась, определение границ насыпи затруднено. Нередко такая насыпь занимает значительную площадь и не ограничена ни ровиками, ни какими-либо другими ориентирами. При раскопках курганов надо обеспечить возможность прирезки на случай, если границы насыпи окажутся определенными неточно, а поэтому земля должна отбрасываться достаточно далеко.

Раскопки насыпи.

Раскопки насыпи.

Раскопки курганной насыпи производятся по пластам. Они ведутся одновременно во всех секторах кургана, на которые его делят бровки . Первые пласты надо делить на две части — по 10 см, так как на вершине возможны остатки столбов и сооружений. Так, на

плоских курганах в Дании прослежены ограды из столбов и домовины. Поэтому подошва каждого пласта зачищается для выявления различных грунтовых пятен. Остальные пласты могут иметь толщину по 20 см. Бровки не копаются.

Впускные погребения.

поэтому важно

В насыпи кургана могут встречаться более поздние погребения, могильная яма которых была выкопана в уже готовой насыпи старого кургана. Над подобными погребениями — их называют впускными — возможно пятно могильной ямы, которое иногда открывается зачисткой подошвы очередного

пласта. При открытии такого пятна поступают так же, как при открытии могилы в грунте. Если же пятно ямы не прослеживается, при открытии костяка можно попробовать оставить пересекающую его бровку, чтобы уловить остатки могильной ямы. Расчистка костяка происходит так, как описано выше. Не следует путать впускные погребения с погребениями на специально сделанной земляной подсыпке: последнее чаще всего находится в центре кургана, а впускное — в поле. Но характер погребения выясняется окончательно лишь после полного исследования кургана.

Признаки трупосожжения.

курган содержит

Если курган содержит трупосожжение, в насыпи обычно появляются слабые, переходящие с места на место прослойки золы или пепла. Приемы раскопок такой насыпи ничем не отличаются от приемов раскопок курганов с трупоположением.

То, что курган содержит трупосожжение, иногда выявляется еще при прокапывании траншеек для исследования ровиков. Тогда в стенках траншей, обращенных к центру кургана, видна лента погребенного дерна, а на ней — зола кострища. При этом погребенный дерн часто пережжен и в таком случае представляет собой белую песчаную прослойку различной толщины , являющуюся результатом сжигания травяного покрова.

Кострище и его описание.

Кострище и его описание.

Чаще всего кострище открывается не сразу. Сначала в насыпи появляются зольные пятна, количество которых увеличивается по мере углубления. Все зольные пятна и особенно возможные в них жженые кости, угли или головни обязательно отмечаются на плане и описываются в дневнике. Эти пятна переходят с места на место, становятся толще и занимают все большую площадь. Когда они станут преобладать на этой площади, нужно снимать грунт уже не вертикальными, а горизонтальными срезами. Скоро вся

вскрытая поверхность становится рябой от зольных пятен. Это и есть верхняя поверхность кострища.

Кенотафы.

В античных некрополях встречаются пустые могилы — кенотафы. Они, как и настоящие могилы, имели наземные памятники, но в землю закапывались лишь отдельные предметы, символизирующие трупопо-ложение. Встречались, например, части воображаемого заклада подбоя. Кенотафы сооружались в честь людей, погибших вдалеке от родины.

Если существование античных кенотафов несомненно, то об аналогичных древнерусских погребальных сооружениях ведется спор. Почвой для дискуссии служит тот факт, что в некоторых курганах ни в насыпи, ни на горизонте нет остатков трупосожжения, а кострище представляет собой слой очень легкого пепла. Противники идеи древнерусских кенотафов считают, что подобные курганы содержали остатки трупосожжений, произведенных на стороне, причем урны с прахом помещались высоко в насыпи, почти под дерном, и уничтожены случайными посетителями курганов. Случаи, когда урны помещены под дерном и на горизонте лежит бледное невыразительное кострище, известны, но таких курганов не так уж много и трудно предположить, что более чем в половине таких насыпей урны погибли. Более вероятно, что большинство курганов, где нет следов трупосожжения, являлось памятниками людям, погибшим на чужбине. Легкое кострище в таких курганах — след сожжения соломы, игравшей важную роль в погребальном обряде.

Страница 3 из 4