Общие линии чертежей, планов и профилей.
Правильно выполненные чертежи планов и профилей должны соответствовать друг другу.
Это значит, что если план любого пласта приставить к соответствующему профилю раскопа на том уровне, где проходил этот пласт, то границы прослоек и сооружений должны совпадать. Все профили должны совпадать в местах стыков , где линии прослоек должны продолжать одна другую.
Описание профилей.
Целью описания профиля является объяснение взаимосвязи слоев, прослоек, сооружений, существование такой связи или ее отсутствие, аргументация, выявление и объяснение перемещения слоев.
Описываются характер, структура, цвет и состав каждого культурного слоя, излагаются гипотезы его происхождения, отмечаются мощность, границы, перекопы, ямы, прослойки и заметные в нем остатки сооружений. Удобно производить описание профиля по стратиграфическим ярусам. Описание профиля служит его настоящим паспортом, без которого чертеж не может быть полностью понят. Но, естественно, это описание не заменяет чертеж, оно лишь его дополняет, без чертежа оно значительно теряет свою ценность, как и чертеж без описания. Описание профиля имеет смысл только в том случае, если оно производится на месте раскопок. Это описание не может производиться по чертежу. Желательно каждый профиль описывать в связи с другими.
Находки.
Найденные в раскопе вещи, будь то черепки или уникальные памятники письменности, должны быть учтены и зарегистрированы.
Однако учет индивидуальных и массовых находок различен. Понятие индивидуальных и массовых находок для каждого вида археологических памятников также различно.Например, керамика в большинстве поселений — массовая находка, а на многих неолитических поселениях — индивидуальная, стеклянные браслеты в древнерусских городах — массовая находка, а на селищах — индивидуальная.
Индивидуальные находки.
При учете индивидуальных находок каждая из них отмечается на плане соответствующего пласта в том месте, где она найдена, и на полях чертежа дается ее описание. Упаковать находку без обозначения того места, где она была найдена, значит обезличить ее, перепутать с похожими на нее. Поэтому в дневнике делается зарисовка, а находка снабжается этикеткой, в которой указываются место и год раскопа, номер раскопа, пласт, глубина, квадрат, номер находки и ее название. Внизу этикетки указывается фамилия упаковщика. Этикетку надо складывать вчетверо, чтобы не стерлась надпись, и отделять от вещей бумагой, чтобы она к ним не прилипла.
Хрупкие вещи следует упаковывать в коробочки соответствующего размера и заворачивать их в вату или паклю.
Опись находок.
Но основным документом регистрации находок является их опись, которая ведется на особых листах, хранящихся в папке или в отдельной тетради.
Эта опись составляется в поле. В ней перерабатываются данные описей, имеющиеся на полях чертежей пластов и в этикетках. Опись может включать, например, такие графы:
Первичная консервация находок.
Многие вещи доходят до археолога в очень плохом состоянии. В условиях небольшой влажности плохо сохраняются органические и неорганические вещества: дерево истлевает, железо ржавеет насквозь, бронза рассыпается в порошок окислов.
Поэтому нужны осторожность при взятии и упаковке плохо сохранившихся вещей и принятие ряда мер для их сохранности.
Хранение деревянных изделий.
В мокром грунте хорошо сохраняются костяные вещи и металлы, лишь железо слегка покрывается легко удалимым фосфористым налетом. Но деревянные вещи, извлеченные из мокрого грунта, хотя сначала и сохраняют свою форму, на воздухе быстро ее теряют и искажаются до неузнаваемости. Это происходит потому, что многовековое вымачивание в грунтовых водах увеличивает влажность дерева в четыре раза против нормальной. Эту воду дерево легко теряет, так как избыточная влажность разрушает межклеточные перегородки, в силу чего дерево при высыхании дает большую усадку, превышающую обычную в 2— 3 раза. Поэтому, чтобы сохранить деревянные изделия, дошедшие до археолога в состоянии наивысшей влажности, проще всего их поместить в полиэтиленовый пакет или завернуть в такую же пленку.
Иногда деревянные изделия хранят в воде, но это хранение не может продолжаться долго. Ведь в грунте Дерево консервирует не только вода, ограничивающая доступ воздуха, но и содержащиеся в ней соли, состав
Монолиты.
Некоторые небольшие сооружения желательно экспонировать в музее. Это можно сделать, разобрав объект и восстановив его на месте по чертежам, рисункам и фотографиям. Однако объект бывает настолько хрупок, что при разборке и сборке можно потерять многие его части, поэтому его следует перевезти монолитом.
Чтобы сооружение или погребение взять монолитом, его нужно как можно меньше расчищать и совсем не извлекать землю из его полостей, если таковые в нем есть. Определив размеры монолита, соответственно им изготовляют дощатый ящик без дна, с плотными и гладкими стенками . Дно и крышка ящика должны состоять из отдельных, плотно подогнанных, но не скрепленных между собой досок,
Еще материалы
Страница 2 из 3